суббота, 17 ноября 2012 г.


Этапы
Развитие  слухового  внимания,  слуховой  памяти  и  фонематического  восприятия ( игры  и  упражнения).
1 этап
узнавание
 неречевых
звуков
1. Педагог назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза или повернуться к нему спиной. Потом прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей и т. д.) и предлагает водящему найти её, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребёнок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьёт громко, если удаляется – тихо.
2. Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребёнка звенел колокольчик.
3. Педагог сажает на стол двух игрушечных зайцев – большого и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, - громко, сильно, и как маленький – тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, который из зайцев только что играл.
4. Педагог расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с предметами (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), он предлагает детям внимательно слушать и запоминать, какой звук издаёт каждый предмет. Затем прикрывает предметы ширмой, а дети отгадывают, что звенит или гремит.
5. Педагог знакомит детей со звуками, которые издают различные предметы: мяч, ударяясь о пол; шарик, перекатываясь в стеклянной банке, керамической кружке; газета, если её разрывать, и т. д. Затем эти же действия, но в другой последовательности он производит за напольной ширмой. Дети должны возможно полнее и точнее рассказывать, что они слышат каждый раз.
2 этап
различие высоты,
силы, тембра голоса
на материале
одинаковых звуков,
сочетаний слов и фраз
1. Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!»), а тот отгадывает, кто его звал.
2. Педагог показывает детям игрушечного котёнка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как – когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котёнок.
3. Педагог выставляет перед детьми трёх медведей (игрушки или картинки): большого, среднего, маленького. Затем рассказывает сказку «Три медведя» (в сокращённом варианте), произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Дети угадывают медведей.
4. Детям раздают картинки с изображениями домашних животных – взрослых и детёнышей: коровы и телёнка, козы и козлёнка, свиньи и поросёнка и др. Педагог произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом («Му – у », «Бе – е», «Хрю – ю» и т. д.). Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, поднимать соответствующие картинки.
3 этап
различение слов,
близких по звуковому
составу
1. Педагог показывает детям картинку и громко, чётко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон – вакон – фагон – факон – вагом» и т. д. затем педагог показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумака». И т. д. Услышав неверно сказанное педагогом слово, дети должны хлопнуть в ладоши.
2. Педагог выставляет на наборном полотне картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сук, сок, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи и т. д. Затем он называет 3-4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют их на наборном полотне в названном порядке (в одну линию или в столбик – в зависимости от инструкции педагога).
3. Педагог выставляет на наборном полотне в линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем он вызывает детей по одному даёт по картинке. Ребёнок должен поставить эту картинку под той, название которой звучит похоже. В результате на наборном полотне должны получиться примерно такие ряды картинок:
ком     бак     сук     ветка       каток      горка
дом     рак     лук     клетка    платок     корка 
сом     мак    жук     пятка      листок     норка
лом     лак     бук     плётка    моток      марка
4 этап
дифференциация
слогов
1. Педагог произносит несколько слогов, например на – на – на – па. Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например на – но – на; ка – ка  – га  – ка; па – ба – па – па и т. п.
2. Педагог вызывает водящего и говорит ему на ухо какой-то слог, например па. Ребёнок вслух повторяет его. Затем педагог называет или тот же самый слог, или оппозиционный. Это выглядеть примерно так:
Ребёнок. Па. Логопед. Па.
Ребёнок. Па. Логопед. Ба.
Ребёнок. Ка. Логопед. Га.
Ребёнок. Фа. Логопед. Ва. И т. д.
5 этап
дифференциация
фонем
Педагог раздаёт детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у – у – у – у»; девочка плачет а – а – а – а; птичка поёт и – и – и – и». Далее он произносит каждый звук длительно (а – а – а – а, у – у – у – у, и –и – и – и), а дети поднимают соответствующие картинки.
Затем игра усложняется. Варианты игры:
1) педагог произносит звуки кратко;
2) детям раздают вместо картинок кружки трёх цветов, объясняют, что красный кружок соответствует, например, звуку а, жёлтый – звуку и, зелёный – звуку у;
3) в ряд гласных а, у, и включают другие звуки, например, о, ы, э на которые дети не должны реагировать.
6 этап
развитие навыков
элементарного
звукового анализа
1. Детям раздают по нескольку одноцветных кружков. Педагог произносит один, два или три гласных звука, например, а, ау, иоу и т. п. Дети откладывают на своих столах столько кружков, сколько звуков произнёс педагог.
2.У детей на столах лежат по три кружка разных цветов, например, красного, жёлтого, зелёного. Педагог уславливается с детьми, что красный кружок обозначает звук а, жёлтый – звук у, зелёный – звук и. Затем он произносит сочетания из этих звуков – сначала по два звука: ау, уи, уа, аи,затем по три: ауи, аиу, уиа, уаи, иуа, иау. Дети раскладывают на столах кружки в определённых сочетаниях и в нужном порядке.
Примерно  также  проводится  анализ  всех  остальных  гласных  звуков.
3.Затем  приступают  к  анализу  согласных  звуков,  выделяя  последний  согласный  звук  в  слове (детям  легче  даются  глухие  взрывные  согласные):
дети  громко  и  чётко  называют  изображение  на  картинках,  выделяя  последний  звук,  затем  отдельно  повторяют  этот  звук.
Это  упражнение  постепенно  усложняется:
1.     дети  раскладывают  картинки  на  наборном  полотне  так,  чтобы  в  одной  стороне  оказались  предметы,  названия  которых  оканчиваются  на  звук  «г»,  а  в  другой- на  звук «к»;
2.     педагог  показывает  детям  картинки  по  одной  и  называет  их,  опуская  последний  звук,  например:
«Тан…,  пау…, вени… и т. д.  Ребёнок повторяет  слово  целиком,  а  затем  произносит  звук,  который  пропустил  педагог.



Комментариев нет:

Отправить комментарий