Этапы
|
Развитие
слухового внимания, слуховой
памяти и фонематического восприятия ( игры и
упражнения).
|
1 этап
узнавание
неречевых
звуков
|
1. Педагог назначает
водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза или повернуться к нему спиной.
Потом прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей
и т. д.) и предлагает водящему найти её, ориентируясь на силу ударов в
барабан. Если ребёнок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка,
барабан бьёт громко, если удаляется – тихо.
2. Дети встают в круг.
Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик.
Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребёнка звенел
колокольчик.
3. Педагог сажает на стол
двух игрушечных зайцев – большого и маленького. Объясняет и показывает, как
играет на барабане большой заяц, у которого много сил, - громко, сильно, и
как маленький – тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит
то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, который
из зайцев только что играл.
4. Педагог расставляет на
столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с предметами
(стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), он
предлагает детям внимательно слушать и запоминать, какой звук издаёт каждый
предмет. Затем прикрывает предметы ширмой, а дети отгадывают, что звенит или
гремит.
5. Педагог знакомит детей
со звуками, которые издают различные предметы: мяч, ударяясь о пол; шарик,
перекатываясь в стеклянной банке, керамической кружке; газета, если её
разрывать, и т. д. Затем эти же действия, но в другой последовательности он
производит за напольной ширмой. Дети должны возможно полнее и точнее
рассказывать, что они слышат каждый раз.
|
2 этап
различие высоты,
силы, тембра голоса
на материале
одинаковых звуков,
сочетаний слов и фраз
|
1. Дети по очереди называют
имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто
его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!»), а тот
отгадывает, кто его звал.
2. Педагог показывает детям
игрушечного котёнка и просит внимательно послушать и запомнить, как он
мяукает, когда находится близко (громко), и как – когда далеко (тихо). Затем
произносит «Мяу», меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко
мяукает котёнок.
3. Педагог выставляет перед
детьми трёх медведей (игрушки или картинки): большого, среднего, маленького.
Затем рассказывает сказку «Три медведя» (в сокращённом варианте), произнося
соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним по
высоте, то высоким голосом. Дети угадывают медведей.
4. Детям раздают картинки с
изображениями домашних животных – взрослых и детёнышей: коровы и телёнка,
козы и козлёнка, свиньи и поросёнка и др. Педагог произносит каждое
звукоподражание то низким, то высоким голосом («Му – у », «Бе – е», «Хрю – ю»
и т. д.). Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и
одновременно на высоту голоса, поднимать соответствующие картинки.
|
3 этап
различение слов,
близких по звуковому
составу
|
1. Педагог показывает детям
картинку и громко, чётко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я
буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно
слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон
– вакон – фагон – факон – вагом» и т. д. затем педагог показывает следующую
картинку или просто чистый листок бумаги и называет: «Бумага – пумага –
тумага – пумака – бумака». И т. д. Услышав неверно сказанное педагогом слово,
дети должны хлопнуть в ладоши.
2. Педагог выставляет на
наборном полотне картинки, названия которых звучат очень похоже, например:
рак, лак, мак, бак, сук, сок, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи и т.
д. Затем он называет 3-4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и
расставляют их на наборном полотне в названном порядке (в одну линию или в
столбик – в зависимости от инструкции педагога).
3. Педагог выставляет на
наборном полотне в линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток,
горка. Затем он вызывает детей по одному даёт по картинке. Ребёнок должен
поставить эту картинку под той, название которой звучит похоже. В результате
на наборном полотне должны получиться примерно такие ряды картинок:
ком бак
сук ветка каток горка
дом рак
лук клетка платок
корка
сом мак
жук пятка листок норка
лом лак
бук плётка моток
марка
|
4 этап
дифференциация
слогов
|
1. Педагог произносит
несколько слогов, например на – на – на – па. Дети
определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды
усложняются, например на – но – на; ка – ка – га
– ка; па – ба – па – па и т. п.
2. Педагог вызывает
водящего и говорит ему на ухо какой-то слог, например па. Ребёнок вслух
повторяет его. Затем педагог называет или тот же самый слог, или
оппозиционный. Это выглядеть примерно так:
Ребёнок. Па.
Логопед. Па.
Ребёнок. Па.
Логопед. Ба.
Ребёнок. Ка.
Логопед. Га.
Ребёнок. Фа.
Логопед. Ва. И т. д.
|
5 этап
дифференциация
фонем
|
Педагог раздаёт детям
картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у –
у – у – у»; девочка плачет а – а – а – а; птичка поёт и –
и – и – и». Далее он произносит каждый звук длительно (а –
а – а – а, у – у – у – у, и –и – и – и), а дети поднимают
соответствующие картинки.
Затем игра усложняется.
Варианты игры:
1) педагог произносит звуки
кратко;
2) детям раздают вместо
картинок кружки трёх цветов, объясняют, что красный кружок соответствует,
например, звуку а, жёлтый – звуку и, зелёный – звуку у;
3) в ряд гласных а,
у, и включают другие звуки, например, о, ы, э на которые дети
не должны реагировать.
|
6 этап
развитие навыков
элементарного
звукового анализа
|
1. Детям раздают по
нескольку одноцветных кружков. Педагог произносит один, два или три гласных
звука, например, а, ау, иоу и т. п. Дети откладывают на своих столах столько
кружков, сколько звуков произнёс педагог.
2.У
детей на столах лежат по три кружка разных цветов, например, красного,
жёлтого, зелёного. Педагог уславливается с детьми, что красный кружок
обозначает звук а, жёлтый – звук у, зелёный – звук и.
Затем он произносит сочетания из этих звуков – сначала по два звука: ау,
уи, уа, аи,затем по три: ауи, аиу, уиа, уаи, иуа, иау. Дети
раскладывают на столах кружки в определённых сочетаниях и в нужном порядке.
Примерно также
проводится анализ всех
остальных гласных звуков.
3.Затем приступают
к анализу согласных
звуков, выделяя последний
согласный звук в
слове (детям легче даются
глухие взрывные согласные):
дети громко
и чётко называют
изображение на картинках,
выделяя последний звук,
затем отдельно повторяют
этот звук.
Это упражнение
постепенно усложняется:
1. дети
раскладывают картинки на
наборном полотне так,
чтобы в одной
стороне оказались предметы,
названия которых оканчиваются на
звук «г», а
в другой- на звук «к»;
2. педагог
показывает детям картинки
по одной и
называет их, опуская
последний звук, например:
«Тан…, пау…, вени… и т. д. Ребёнок повторяет слово
целиком, а затем
произносит звук, который
пропустил педагог.
|
суббота, 17 ноября 2012 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий