Учащиеся с ЗПР испытывают большие трудности в усвоении учебного материала, так как имеют нарушения психических процессов: восприятия, внимания, памяти, речи, мышления. Учащиеся первого класса класса имеют нарушения звукопроизношения двух и более звуков, практически, у всех стоит диагноз "Общее недоразвитие речи II и III уровня". Развитие мышления неразрывно связано с развитием речи, поэтому работаю в тесной связи с логопедом.
Для автоматизации звуков, поставленных логопедом, необходима
дополнительная работа на уроках, самоподготовках, дома.
На уроках обучения грамоте, ОКМ в системе провожу зарядку для
язычка и губ. Для детей эти упражнения
очень сложные. Ведущей деятельностью учащихся первого класса остаётся игра,
поэтому сложные упражнения облекаются в сказку, стихотворение, обыгрываются при
проведении физминуток, зарядки для пальчиков. Заучивание небольших
стихотворений о цифрах, буквах, четверостиший из «Азбуки» способствует
улучшению памяти учащихся, поддерживает их интерес к чтению, увеличивает
речевую практику.
В работе по развитию речи учащихся мне помогают «геометрические»
пеналы, которые делают родители из
спичечных коробков. В каждый коробок вкладываются геометрические фигуры
одинаковые по форме, но разные по цвету и размеру (овал, треугольник, круг,
квадрат, прямоугольник). Работать с геометрическими фигурами можно на всех
уроках.
На уроках обучения грамоте и письму красные, синие и зелёные
круги превращаются в звуковые фишки, с помощью которых мы создаём звуковые
схемы слов, при этом учащиеся дают характеристику каждого звука. Синие и
зелёные круги помогают в играх на дифференциацию твёрдых и мягких согласных
звуков. Красный круг, обозначающий гласный звук, используется в игре «Определи
место гласного в слове».
На уроках математики и
ОКМ проходит изучение, сравнение геометрических фигур по форме, цвету и
размеру, соотнесение их с предметами окружающего мира. С помощью геометрических
фигур мы «рисуем» картины по образцу, инструкции, по воображению. Эта работа эффективна ещё и потому, что ребёнку с
нарушенной мелкой моторикой пальцев рук трудно нарисовать что – либо карандашом,
а выложить фигурки он сможет легко и сразу
получит картинку. Все действия комментируются учащимися под руководством
учителя.
При изучении фигур, их сравнении, «рисовании» по образцу учитель
задаёт следующие вопросы и даёт следующие задания:
·
покажите
квадрат синего цвета, овал жёлтого и т. д.;
·
найдите
фигуры одинаковые по форме;
·
найдите
фигуры одинаковые по форме, но разные по цвету;
·
найдите
фигуры одинаковые по форме, но разные по цвету и размеру;
·
что
изображено на картинке? С помощью каких фигур?
·
Сколько
квадратов (овалов, кругов…) нужно взять, чтобы нарисовать эту картину?
·
Как
расположим фигуры по отношению друг к другу? и. т. д.
«Рисование» по инструкции вызывает у детей большой интерес, но
вместе с тем и трудность из-за несформированности пространственных
представлений. Учитель создаёт словесную картину, дети воплощают её на
альбомном листе с помощью геометрических фигур: в правом верхнем углу нашей
картины светит солнышко, в нижней части картины в середине стоит домик, справа
от домика растёт высокая ель, а слева – низкая, справа от низкой ели - машина, которая едет вправо и.т.д.
Научившись «рисовать» по инструкции, дети «рисуют»
по воображению, создают свои собственные картины, затем обязательно рассказывают
о том, что они нарисовали.
Сочетание предметной деятельности каждого ребёнка и речевой
практики создаёт благоприятные условия для развития звукопроизношения, формирования
навыка чтения, развития речи учащихся, а значит и для формирования коммуникативной
компетентности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий