четверг, 15 ноября 2012 г.

Формирование коммуникативной компетентности учащихся с задержкой психического развития



Учащиеся с ЗПР испытывают большие трудности в усвоении учебного материала, так как имеют нарушения психических процессов: восприятия, внимания, памяти, речи, мышления.  Учащиеся первого класса класса имеют нарушения звукопроизношения двух и более звуков, практически, у всех стоит диагноз "Общее недоразвитие речи II и III уровня". Развитие мышления неразрывно связано с развитием речи, поэтому работаю в тесной связи с логопедом.
Для автоматизации звуков, поставленных логопедом, необходима дополнительная работа на уроках, самоподготовках, дома.
На уроках обучения грамоте, ОКМ в системе провожу зарядку для язычка  и губ. Для детей эти упражнения очень сложные. Ведущей деятельностью учащихся первого класса остаётся игра, поэтому сложные упражнения облекаются в сказку, стихотворение, обыгрываются при проведении физминуток, зарядки для пальчиков. Заучивание небольших стихотворений о цифрах, буквах, четверостиший из «Азбуки» способствует улучшению памяти учащихся, поддерживает их интерес к чтению, увеличивает речевую практику.
В работе по развитию речи учащихся мне помогают «геометрические» пеналы, которые  делают родители из спичечных коробков. В каждый коробок вкладываются геометрические фигуры одинаковые по форме, но разные по цвету и размеру (овал, треугольник, круг, квадрат, прямоугольник). Работать с геометрическими фигурами можно на всех уроках.
На уроках обучения грамоте и письму красные, синие и зелёные круги превращаются в звуковые фишки, с помощью которых мы создаём звуковые схемы слов, при этом учащиеся дают характеристику каждого звука. Синие и зелёные круги помогают в играх на дифференциацию твёрдых и мягких согласных звуков. Красный круг, обозначающий гласный звук, используется в игре «Определи место гласного в слове».
На уроках математики  и ОКМ проходит изучение, сравнение геометрических фигур по форме, цвету и размеру, соотнесение их с предметами окружающего мира. С помощью геометрических фигур мы «рисуем» картины по образцу, инструкции, по воображению. Эта работа  эффективна ещё и потому, что ребёнку с нарушенной мелкой моторикой пальцев рук трудно нарисовать что – либо карандашом, а выложить фигурки он  сможет легко и сразу получит картинку. Все действия комментируются учащимися под руководством учителя.
При изучении фигур, их сравнении, «рисовании» по образцу учитель задаёт следующие вопросы и даёт следующие задания:
·        покажите квадрат синего цвета, овал жёлтого и т. д.;
·        найдите фигуры одинаковые по форме;
·        найдите фигуры одинаковые по форме, но разные по цвету;
·        найдите фигуры одинаковые по форме, но разные по цвету и размеру;
·        что изображено на картинке? С помощью каких фигур?
·        Сколько квадратов (овалов, кругов…) нужно взять, чтобы нарисовать эту картину?
·        Как расположим фигуры по отношению друг к другу? и. т. д.
«Рисование» по инструкции вызывает у детей большой интерес, но вместе с тем и трудность из-за несформированности пространственных представлений. Учитель создаёт словесную картину, дети воплощают её на альбомном листе с помощью геометрических фигур: в правом верхнем углу нашей картины светит солнышко, в нижней части картины в середине стоит домик, справа от домика растёт высокая ель, а слева – низкая, справа от низкой ели - машина, которая едет вправо и.т.д.
Научившись «рисовать» по инструкции, дети «рисуют» по воображению, создают свои собственные картины, затем обязательно рассказывают о том, что они нарисовали.
Сочетание предметной деятельности каждого ребёнка и речевой практики создаёт благоприятные условия для развития звукопроизношения, формирования навыка чтения, развития речи учащихся, а значит и для формирования коммуникативной компетентности.


Комментариев нет:

Отправить комментарий